Обновлено 6 декабря 2021 г. И.А.Шорин родился 12 февраля 1860 г. в деревне Выезд Гороховецкого уезда Владимирской губернии. Работать в качестве отходника начал рано, в 17 лет. По записям его сына, Семена Ивановича Шорина, до 23 лет он работал на винокуренных заводах, что было характерно для «непьющих» старообрядцев (мой дед до работы у Ивана Александровича на судостроительном заводе наследовал винокурню своего отца Петра Бутрова в д.Выезд). / Отходник – крестьянин, уходивший из деревни на заработки на сезонные работы/.
Позже, как пишут все биографы Ивана Александровича, он стал служить у московского заводчика Альтфатера. Попробуем уточнить эти страницы его трудовой деятельности. Константин Юрьевич Шорин (внук Семена Ивановича, правнук Ивана Александровича Шориных) недавно (2021-11-24) выступавший на VI-й шоринской конференции в Гороховце, любезно предоставил сведения из записок С.И.Шорина, а также сообщил следующее /в тексте статьи дополнения К.Ю.Шорина выделены фиолетовым цветом/.
У Эмиля Федоровича Альтфатера Иван Александрович начинал работать табельщиком в 1883г. в с. Домнино под Орлом на строительстве резервуаров. А уже после этого стал у него же котельным мастером. /См.также 3.1. Шорин И.А. во главе Гороховецкого котельного и судостроительного завода 1902 – 1906 гг. /
До того, как в 1888 г. Иван Александрович перешел на работу в контору А.В.Бари, он объездил множество мест и городов, в основном на строительстве резервуаров и различных металлических конструкций. Перечисляют Москву, Нижний Новгород, Орел (с. Домнино), Либаву, Царицын, Батуми. К ним можно смело добавить Владикавказ, в котором, с 1878 г. находился его старший брат Михаил Александрович, и где в 1884 году появился на свет старший сын Ивана Александровича – Михаил, будущий технический директор и организатор производства на Гороховецком заводе.
Инженер Эмиль Федорович Альтфатер начал своё дело в 1879 году в городе Царицыне. И именно там отличился в строительстве огромных резервуаров и нефтеналивных барж. Так как Иван Александрович получил от отца, Александра Петровича Шорина, «путевку в жизнь» где-то в возрасте 19 лет, то начать работу у Альтфатера он мог только в Царицыне, где у того в первые годы работало 25 – 40 рабочих. В Москву Э.Ф.Альтфатер перебрался несколько позднее.
Молодой Иван Шорин в другие города выезжал в командировки на строительство сооружений по контрактам, заключенным Э.Ф.Альтфатером с различными заказчиками. Сам Эмиль Федорович к 1893 г. имел две большие конторы – главное управление и техническая контора в Москве, а вторая – вблизи нефтеносного района, в Батуми. Начав свою деятельность в Царицыне, Альтфатер развернул там помимо производства нефтяных резервуаров и большую судоверфь. Именно там И.А.Шорин постигал основы производства клепаных железных «баржей»!
Котельный завод «Альтфатер и Кº» на Мясницкой в Москве
Нефтяной городок в Батуми. Слева от ж/д путей резервуары для нефтепродуктов / https://zen.yandex.ru/media/plinius/memuary-moego-deda-glava-7-noiabr-1941-ianvar-1942-5b32e304b978df00a9f1b161 /
Порт Батуми. Одна из живописных открыток того времени /https://pastvu.com/p/1012825/
К 1896 году в Москве успешно действовал котельный завод «Альтфатер и Кº» по адресу ул. Мясницкая,40. На Всероссийской торгово-промышленной выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде, где одним из самых заметных и любимых публикой экспонатов была гиперболоидная водонапорная башня нашего Главного инженера России В.Г.Шухова, выделялся и резервуар, произведенный «Альтфатером и Кº». Фирма была награждена серебряной медалью.
Резервуар производства котельного завода «Альтфатер и Кº» – экспонат на Нижегородской Торгово-промышленной выставке 1896 г
Главный инженер фирмы А.В.Бари Владимир Григорьевич Шухов хорошо знал гороховецких котельщиков и был лично знаком с Иваном Александровичем Шориным. Развертывание Конторой А.В.Бари новых, все более грандиозных, работ, требовало привлечения опытных котельщиков и мастеров – организаторов таких работ. Учитывая уровень мастерства, организаторские способности Ивана Александровича, легко понять, почему в 1888г у В.Г. Шухова выбор пал именно на него. В 1887г. на верфях конторы Бари были построены первые железные баржи по проектам В.Г.Шухова, Владимиру Григорьевичу становилось все яснее как менять форму и обводы следующих наливных судов. На новые проекты призывались новые люди!
В основу публикации положены материалы:
- Шустов А. С. Альбом участников Всероссийской Промышленной и Художественной Выставки в Нижнем Новгороде 1896 г. — СПб., 1896.
- Котельный завод Э.Ф. Альтфатер. Список резервуаров, построенных с 1879-1892 г. инженером Э.Ф. Альтфатер / Контора Москва и Батум. — [Москва], ценз. 1893. — 27 с
Демин ВА